Судья Александр Протапович: Про девушек история умалчивает, а вот экзамены сдавать друг за друга доводилось
Арбитры Ночной Хоккейной Лиги – полноправные участники Финала Фестиваля; сегодня один из них – Александр Протапович из Новочебоксарска – рассказывает о своём увлекательном пути игрока, тренера и, наконец, судьи, и о нюансах работы со спортсменами-любителями.
– Александр Владимирович, как познакомились с хоккеем?
– Ничего особенного, всё, как у всех мальчишек 70-х. Играли вместе с братом-близнецом во дворе, записались в спортивную школу. А так как жили в районе Преображенской площади, выбор был очевиден – Сокольники, “Cпapтaк”; ездили на трамвае. К слову, с нами вместе азы хоккея постигал ещё один судья, обслуживающий сейчас матчи Ночной Лиги, Александр Черенков. Прошли все стадии: мальчики, юноши, молодёжные команды. Затем была армия.
– Настоящая, в сапогах?
– Настоящая. Часть дислоцировалась в Подмосковье. Числились солдатами стройбата, которых так боятся страны НАТО, но вместо лопат нам дали в руки клюшки. Поставили на коньки офицеров и прапорщиков части. Довелось участвовать в армейских спартакиадах, чемпионатах и по футболу, и по “шайбе”, и даже по бенди. Доигрались до того, что после дембеля даже приглашали на просмотр в один из флагманов “русачей”, калининградский “Вымпел”.
– Вы по амплуа защитник, брат Алексей – нападающий. Сразу выступали на разных позициях?
– Уже сложно вспомнить, но точно, что с детства, ещё с первенства Москвы.
– А что тому причиной, разница характеров?
– Не скажу, что мы сильно отличаемся характерами. Так решил первый тренер. Возможно, потому что Лёха был чуточку быстрее.
– Практически всю карьеру вы вдвоём провели совместно, переходя из клуба в клуб синхронно. Но если оставались в одиночку, без брата испытывали какой-то дискомфорт?
– Вдвоём веселее, безусловно.
– Вы близнецы. Наверняка в жизни случались какие-то забавные случаи, связанные с вашим полнейшим сходством. Быть может, к девушке на свидание ходили по очереди?
– Про девушек история умалчивает, а вот экзамены сдавать друг за друга доводилось. Я, к примеру, вместо Алексея в институте на зачёт по плаванию однажды отправился.
– Рефери одного вместо другого не удаляли?
– На спине же номер пришит – не перепутаешь.
– Если сегодняшним взглядом арбитра давать оценку себе самому, вы были грубым игроком?
– Откровенно? Да. Не то чтоб прямо отпетый грубиян, но всё же.
– По 100 штрафных минут в сезоне, бывало, набирали; так гласит статистика.
– Ну вот, иллюстрация.
– После двух лет срочной службы вы сумели вернуться в хоккей, защищали цвета Электростали, Липецка, Новочебоксарска, Альметьевска, Ижевска, Серова, Щёкина. Команда из Тульской области играла заметные роли во втором дивизионе советского спорта, но сегодня регион практически полностью лишён хоккея; единственный сохранившийся островок – Ночная Лига.
– На границе 80-90-х в Щёкино собралась неплохая “банда”. Практически все – москвичи, исполнители. Тренировочного процесса как такового не было. Мы приезжали за день до матча – тренировка, раскатка, две игры. День отдыха – ещё две игры. Действовали на свежести, в две пары и три тройки. Из 20 группы команд стали пятыми.
– В 35 лет вы завершили активную карьеру. Устали от сборов, разъездов и прочих атрибутов кочевой жизни действующего спортсмена?
– В 2001-м получил травму, после которой врачи настоятельно рекомендовали заканчивать. Очень кстати подоспело предложение попробовать себя в тренерской роли; благо, диплом спортфака у меня был. Начинал в Новочебоксарске вторым, через какое-то время утвердили старшим. Затем работал в школе “Сокола”. Походу минувшего сезона поступило предложение возглавить юношескую команду из Чебоксар. Выходя на каждую тренировку, прошу ребят помнить три глагола: слушать, выполнять, думать. Будут помнить – станут расти.
– Когда ступили на судейскую стезю?
– Параллельно с тренерской работой начал судить матчи юношеских команд, получил лицензию, втянулся, понравилось. В 2012 году Александр Владимирович Зайцев (Главный судья Ночной Лиги) заметил меня на “Золотой шайбе” и пригласил на второй Финал Фестиваля. С той поры не пропустил ни одного сезона, так что нынешний любительский форум для меня уже шестой по счёту.
– В плане соблюдения буквы хоккейных правил команды из дивизионов “40+” и “18+” отличаются друг от друга?
– Старшие, в целом, подисциплинированнее. Это объяснимо, ребята там уже взрослые, серьёзные. Молодые – горячие. Но хочу сказать, что и в “Лиге Мечты”, и в “Лиге Надежды” есть дисциплинированные команды, чувствуется тренерская рука. И общий принцип везде – чем выше мастерство – индивидуальное или общекомандное – тем меньше удалений. Не хватает умения или “физики” – приходится компенсировать зацепами, задержками.
– Недавний случай, когда игрок сочинской команды был пожизненно дисквалифицирован за и исключительную грубость, прокомментируете?
– Это вопиющее безобразие. Коньками по лицу – так нельзя. Так нельзя, ребята! Вы приехали сюда, в первую очередь, получить удовольствие от хоккея. Вы уже победители, выиграли свои региональные этапы. Не забывайте, что хоккей – это игра.
– Судьи Ночной Хоккейной Лиги проживают во время соревнований в одном отеле со спортсменами-любителями. Узнают вас игроки на прогулочных дорожках оздоровительного комплекса без полосатых свитеров и шлемов?
– Узнают. Да со многими я давно знаком. К примеру на VI Финал Фестиваля в составе московского “Премьера” приезжал Володя Черненков, с которым вместе играли ещё в юношеской команде. Правда, раньше он был голкипером, а теперь выходит защитником.
– Претензий при встрече никто не высказывает?
– Все люди адекватные, понимают, что игровые эмоции заканчиваются вместе с финальной сиреной.
– Забавная история ходит по нашему хоккейному лагерю о том, как одна из девушек, играющая в дивизионе “Амазонки”, отказывается менять красные трусы на общекомандный цвет. Готова платить штраф за нарушение экипировки после каждой игры.
– Гетры, свитера, трусы должны быть одного цвета у всех. Таков Регламент. Но если девушка готова платить – пожалуйста.
Михаил Юрьев, Пресс-служба Ночной хоккейной лиги